суббота, 8 июня 2013 г.

"Дрессированные мартышки". Анатолий Вассерман о башкирском образовании и не только


 Украинский интеллектуал, побывавший в Уфе, предлагает передать составление вопросов для ЕГЭ знатокам и обещает мировое воцарение социализма к 2020 году.
Анатолий Вассерман – фигура с внушительным «послужным списком»: политический консультант, журналист, многократный победитель интеллектуальных игр. А еще «Онотоле» – один из излюбленных героев интернет-мемов: одна только 7-килограммовая «жилетка Вассермана» с многочисленными карманами обросла огромным количеством шуток и мифов.
До недавнего времени уфимцы могли разве что мечтать об общении с эпатажным знатоком в его блоге. А в прошлое воскресенье столичным интеллектуалам выпал уникальный шанс задать все интересующие вопросы Вассерману лично. 


Напомним, Анатолий Александрович приехал в столицу для проведения игры «Что? Где? Когда?» по приглашению Фонда поддержки и развития науки РБ и Ассоциации игровых технологий «Интеллум». 

Об игре 
За звание самой умной команды уфимские игроки боролись в течение 2 туров, каждый из которых включал 12 заданий. На раздумья – не более 10 секунд. Вопросы озвучивала симпатичная ведущая, а Вассерман и еще два члена комиссии выполняли почетную миссию по подсчету правильных ответов. Впрочем, украинский знаток этой функцией не ограничился – между раундами гость столицы сыпал обширными комментариями по теме вопросов. А когда игроки склонялись над заданиями, уроженец Одессы с абсолютно невозмутимым видом что-то читал с планшета. 
Да и вообще на протяжении всей встречи с интеллектуалами Уфы Вассерман держался демократично. Так, еще задолго до начала игры долгожданного гостя окружила молодежь. Знатока буквально завалили вопросами самой различной направленности и степени сложности. Вассерман к такому проявлению любознательности со стороны уфимских умников отнесся весьма доброжелательно и на каждый вопрос отвечал долго и основательно. 
После торжественного чествования победителей (лучшими из лучших в интеллектуальной битве оказались игроки команды УМПО, правильно ответившие на все 24 вопроса) уфимцы вновь атаковали знатока с уже более прозаичной целью – сфотографироваться на память. Анатолий Александрович и здесь отреагировал философски: в течение 10 минут гость столицы терпеливо глядел в многочисленные объективы камер. Спасло интеллектуала от назойливых папарацци только объявление о начале пресс-конференции. Первые вопросы из зала звучали довольно робко, а под занавес мероприятия желающих задать вопрос «легендарному Онотоле» было столько, что организатору приходилось выбирать, кому же дать очередное слово.

О зубрежке
Много слов на конференции было сказано в адрес системы российского образования – по мнению уфимцев, не самой лучшей. Поднятие журналистами этой темы, впрочем, неудивительно: у российских школьников и студентов процесс «мозгового штурма» по случаю выпускных и вступительных экзаменов в самом разгаре, и минусы нашей образовательной системы всплывают во всей красе.
О недостатках нашей образовательной системы упомянул и сам Вассерман еще до начала игры, когда объяснял принцип, по которому были подготовлены вопросы для турнира. Со слов знатока, чтобы ответить правильно на задания, традиционно используемые в «Что? Где? Когда?», знания особо сложных фактов не нужны. Другими словами, все, что необходимо для верного ответа, уже есть в вопросе. Современное же образование, ориентировано, в отличие от интеллектуальных игр, на зазубривание отдельных фактов, а не на запоминание законов и принципов, при помощи которых эти факты можно вывести в любой момент.

О ЕГЭ 
О направленности нашего образования на запоминание, а не понимание, Вассерман повторил еще раз, когда журналисты поинтересовались отношением украинского знатока к ЕГЭ:
– Сама по себе идея Единого государственного экзамена вполне здравая. И в мое время, и задолго до меня экзамены проходили с использованием одного и того же набора экзаменационных билетов, темы сочинений были одинаковыми для всей страны, – начал цепочку рассуждений главный интеллектуал Украины. – Есть, правда, и отличие: когда учился я, можно было выбрать тему по своему вкусу или выбрать билет наугад. Нынешняя же технология снижает роль случайности. Это дает возможность сравнить знание и понимание учеников более объективно, но, к сожалению, такой возможностью надо уметь пользоваться, а в нашем министерстве образования с этим явно проблемы. Главный, на мой взгляд, недостаток ЕГЭ в том, что он нацелен в основном на проверку не понимания, а запоминания. 
Действительно, как верно подметил Анатолий Вассерман, любой пакет ЕГЭ выстраивают так, что человек сосредоточивший свое внимание на вопросах, для которых нужна хорошая память, наберет больше очков, чем тот, кто сделал акцент на заданиях, требующих рассуждения. И от коррупции, как изначально ожидалось, единый государственный экзамен не спасает:
– ЕГЭ, провозглашавшийся как средство от коррупции, доказал, что любовь поживиться подчинена закону сохранения, она не исчезает, а переходит из одного места в другое, – подчеркнул знаток. – Если раньше ходили легенды о коррупции при вступлении в вузы, то сейчас мы уже имеем объективную статистику. Было немало случаев, когда в каком-нибудь селе все ученики разом набирали 100 баллов по русскому языку, поступали в престижные вузы, а потом оказывалось, что они и два слова связать не могут. 
Решение проблем с единым государственным экзаменом Вассерман увидел в передаче составления вопросов в надежные руки. А если быть точнее – в руки специалистов, которые готовят задания для интеллектуальных игр. Дескать, тогда наши дети, наконец-то, научатся думать, да и скандалов с несанкционированным доступом к материалам, (чем, кстати, прославились в этом году башкирские школьники) не будет.
– Например, на крупных синхронных турнирах «Что? Где? Когда?», в том случае, если играют в нескольких местах, но с одними и теми же вопросами, используется особый способ контроля утечки материалов, – начал объяснять принцип борьбы с нарушениями украинский интеллектуал. – В список заданий включается одно заведомо некорректное – это такой вопрос, ответ на который невозможно найти исходя из формулировки. Так что если какая-то команда даст на этот вопрос «правильный» ответ, есть большая доля вероятности, что она ознакомилась каким-то образом с пакетными материалами задолго до турнира.

О дрессированных мартышках
Бичевание системы ЕГЭ плавно перетекло в рассуждения на тему российских вузов. Присутствующие, вопрошая Вассермана о Болонской системе, не смогли удержаться от отрицательных оценок. А знаток, рассказывая о своем отношении к «забугорному» новшеству, оказался солидарен с вопрошающими:
– Мировой опыт применения Болонской системы есть, и этот опыт резко отрицательный, – подчеркнул Анатолий Александрович. – Известно, что эта система очень серьезно снизила качество подготовки специалистов. По одной простой причине. В Болонской системе лошадь поставлена позади телеги. Первые четыре года уходят на дрессировку студента по конкретным рецептам, применимым в избранном им направлении. Причем теоретические основы, из которых эти рецепты вытекают, практически не преподаются. Поэтому каждый рецепт приходится зазубривать, как нечто совершенно отдельное. В результате – через четыре года из университета выходит дрессированная мартышка, обученная действовать в нескольких типовых ситуациях, и мгновенно теряющаяся, как только в избранной сфере деятельности появляется что-то новое, не предусмотренное рецептами. Человек, окончив вуз, в лучшем случае вынужден идти на курсы переподготовки, что, конечно же, выгодно для сотрудников курса, но не выгодно самому специалисту. 
Российским магистрантам от украинского знатока тоже досталось:
– Ну а те, кто решил продолжить обучение в магистратуре, получает 2 года основы наук, по которым выведены эти рецепты. А поскольку дают магистрантам только науку без практики, к окончанию магистратуры рецепты полностью выветриваются из головы. В итоге мы получаем человека, как-то ориентирующегося в теории, но не умеющего связать ее с практикой, – отметил Вассерман. И в завершение добавил, что Запад, образовательную систему которого мы сейчас усиленно копируем, буквально борется за специалистов бывшего Советского Союза, учившихся по другим нормам. Ибо свои кадры, обученные по Болонской системе, представителей западной цивилизации не радуют. В России же ухватились за однозначно негативный опыт и умножают число «экспертов», которые на выходе из вузов, как показала западная практика, будут никому не нужны:
– У нас студенты большей частью учатся за счет бюджета – то есть за счет других граждан. Болонская система внедряется, помимо прочего, под лозунгом того, что теперь наши студенты будут легче находить себе работу за рубежом. Спрашивается – какого зеленого змия ради мы должны за свой счет готовить специалистов для стран, которые громогласно провозглашают, что они гораздо богаче? – возмутился украинский интеллектуал. – Не лучше ли нам сосредоточить силы на том, чтобы создавать у себя места для специалистов в своей стране?
О вреде интернета
Зашел разговор и о вреде интернета – журналисты интересовались, не вредят ли «прогулки» по мировой сети нежной детской психике. Вассерман, отвечая на этот вопрос, призвал родителей не столько спасать любознательное чадо при помощи специальных программ от «интернет-зла», сколько стараться самим отвечать на все возникающие у ребенка «зачем?» и «почему?».
– Есть множество программ для фильтрации контента. Но самый надежный способ – не возиться с настройкой программ, а быть готовым ответить на любой вопрос, который возникнет у ребенка. По опыту знакомых можно понятно и безопасно для его душевного здоровья и развития объяснить все, что ребенок увидит в мировой сети. Правда, иногда приходится объяснять, что данный «кусок» интернета сочинен сумасшедшим. Причем я имею в виду не только специфические сайты, например, посвященные каннибализму, но и многочисленные политические страницы вроде интернет-ресурса, где якобы есть фото из ГУЛАГа, а на деле же представлено все что угодно, кроме фотографий, сделанных в ГУЛАГе. Доступно объяснять ребенку взрослые вопросы научиться очень важно, поскольку со взрослой жизнью дети сталкиваются не только в интернете, – объяснил свою позицию знаток.
Присутствующие (а в зале была преимущественно молодежь) попытались выяснить и отношение украинского интеллектуала к их возрастной категории.
– Нынешняя молодежь любит роскошь, имеет плохие манеры, презирает авторитеты, – выдал Вассерман морализаторскую тираду, которую от него явно никто не ожидал и сделал паузу. Воцарилось гробовое молчание. И далее, уже под дружный смех зала знаток добавил: 
– Сказал Сократ 2,5 тысячелетия назад. Насколько я могу судить, с тех пор ничего не изменилось. Каждое поколение относится к следующему точно так же.
О политике
Поднимались и политические темы. Тут Вассерман в выражениях не стеснялся и прямо называл как политических лидеров, которым он симпатизирует, так и тех, чью деятельность он, мягко говоря, не одобряет. Помимо вассермановских симпатий и антипатий выяснилось и то, что на родине простые люди иногда обращаются к мудрецу за советом прямо на улицах, а вот с украинской властью отношения у интеллектуала сложились не так гладко:
– К сожалению, нынешняя одесская власть прислушивается к моим советам, – поделился с присутствующими Анатолий Александрович. – Пару мелочей, конечно, приняли, но именно мелочей. И на Украине, и в России, как это ни прискорбно, власть придерживается либертарианских верований, согласно которым государство не должно делать ничего полезного. Кстати, мне вместе с Нурали Латыповым довелось поработать и в команде экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. Он учитывал и использовал наши советы. Но после того как московского мэра заменили «тюменским манекеном» (Собяниным, – прим.ред.), Латыпова, являвшегося на тот момент советником, из списка вычеркнули. Со мной получилось не менее весело: в день, когда Лужкова отправили в отставку, меня должны были официально назначить советником мэра по молодежной политике. Естественно, должности я не получил. 
О будущем России
Особо пылко шла беседа о будущем России. По прогнозам Вассермана, уже к 2020 году россиян ждет новый приход социализма. 
– Занимаясь анализом ситуации еще с 2006 года, я пришел к выводу, что к 2020 году, может, года на два позже, из-за новой депрессии придет новый социализм, – отметил знаток. 
Кстати, новый социализм, как пообещал Вассерман, установится не в одной стране, а по всему миру, поскольку потребует усилия всего информационного парка. При этом новый социализм будет совершенно не похож на старый. Определенных недостатков, конечно, избежать не удастся. Впрочем, а где вы видели совершенные системы? 
 
Екатерина ЖИГАЙЛО

Комментариев нет:

Отправить комментарий