среда, 5 февраля 2014 г.

Этапы большого пути. Навстречу 80-летию Муртазы Рахимова. Письмо Р.З. Хамитову от Союза экологов РБ

Уважаемый Рустэм Закиевич!

Союз экологов РБ в настоящее время внедряет систему общественной оценки экологической эффективности промышленных кампаний Республики Башкортостан с целью влияния на биржевую стоимость акций таких кампаний, формирования соответствующего их имиджа на российском и международном рынках, среди местного населения, органов государственной власти и надзорных органов.

АНК «Башнефть» находится в сфере нашего общественного (но профессионального) экологического контроля около 20 лет и, несмотря на ведущуюся в СМИ кампанией пропаганду собственного «зеленого» имиджа АНК , Союз экологов РБ, как профессиональная экологическая организация, обращает внимание на ряд серьезнейших проблем в этой сфере:


1. информационная закрытость АНК в части реальных экологических последствий производственной деятельности, недостоверность отчетной и статистической информации, неадекватность информации о принимаемых природоохранных мерах, публичное «сглаживание» имеющихся крайне серьезных экологических проблем ;

2. отсутствие официальной и внятной экологической политики АНК;

3. полный отказ от проведения публичных слушаний по градостроительным проектам, по проектам разведки, обустройства , консервации и ликвидации нефтегазовых месторождений, игнорирование необходимости учета общественного мнения при размещении нефтепромысловых объектов, проведение параметрического и разведочного бурения вблизи сельских поселений и их подземных источников водоснабжения;

4. применение принципа самостоятельной стадийности проектирования нефтегазовых месторождений, что не позволяет провести комплексную оценку воздействия на окружающую среду всего месторождения, как единого объекта, низкое качество материалов ОВОС проектов, их технико-экологических обоснований, существенно занижаются размеры компенсационных платежей, платежей за НВОС, сметная стоимость природоохранных мероприятий;

5. непроведение инженерно-экологических изысканий на предпроектной стадии, самовольное размещение буровых площадок на территориях гослесфонда (пример- бурение скважин вблизи д. Метевтамак Туймазинского района);

6. проекты разработки месторождений не учитывают фактическую высокую аварийность систем нефтесбора и ППД, декларируя полную герметичность этих систем;

7. свернуты программы работ по выявлению дефектных скважин, по ликвидации и переликвидации скважин, что приводит к массовым межпластовым заколонным перетокам, утечкам через поврежденные колонны (загрязнение «снизу»( более 500 кв. км. западной зоны РБ -загрязнение подземных вод - данные 1991 г., загрязнение Павловского вдхр от Кушкульского месторождения и т.д.);

8. недостаточность учета и контроля, профилактики предупреждения аварийных отказов нефтепроводов и водоводов пластовой воды, в том числе в результате питинговой коррозии (загрязнение «сверху») - ориентировочно около 10000 ежегодных порывов по РБ;

9. эксплуатация систем поддержания пластового давления с кратным превышением среднестатического давления в поглощающем или продуктивном пласте, при законтурном заводнении, что приводит при имеющейся повсеместно гидродинамической связи с пресноводным комплексом к постепенному подъему уровня рассолов и загрязнению пресных подземных вод на огромных площадях (к примеру,- д. Ст.. Туймазы полностью лишилась пресных подземных вод в колодцах);

10. отсутствие объективного производственного экологического контроля и мониторинга на разрабатываемых месторождениях , нефтеперерабатывающих производствах при отсутствии, в частности, государственной системы мониторинга пресных подземных вод;

11. применение в производстве СПАВ: ингибиторов коррозии, деэмульгаторов и иных химических препаратов, не имеющих установленных нормативов содержания в окружающей среде и не контролируемых производственными аналитическими службами;

12. отсутствие реального учета объемов образующихся нефтешламов, занижение в несколько раз указанных объемов, несанкционированное захоронение буровых отходов непосредственно по окончанию бурения на буровых площадках, несанкционированное использование нефтешламов для отсыпки оснований внутрипромысловых объектов, не обезвреживаются большей частью тяжелые фракции нефтешламов, не учитывается в виде отходов объемы загрязненного при авариях нефтепроводов и водоводов грунта ( 5-й нефтешламовый амбар АНК Башнефть не рекультивируется уже 40 лет – бывшее НГДУ «Туймазынефть»);

13. тендеры на производство работ по обезвреживанию нефтешламов и буровых отходов проводятся (по крайней мере проводились до 2010 года) в закрытом режиме с превалированием демпинговых цен и без контроля за реальным обезвреживанием или переработкой таких отходов сомнительными коммерческими фирмами ;

14. несанкционированное использование крайне токсичных пластовых вод для полива автодорог, что приводит к загрязнению вод и почв токсичными веществами (каждый год поливают пластовой водой а\д М-5 в Туймазинском районе);

15. не учитывается должным образом радиационная опасность нефтешламов, сырой нефти, эмульсии и пластовых вод , нефтепромыслового оборудования. (естественные радий-бариевые отложения, радиоактивные флюиды, утеря радиоактивных источников), не решен вопрос об утилизации слаборадиоактивных сточных вод при промывке труб и оборудования;

- отсутствуют мероприятия по предупреждению техногенных землетрясений на месторождениях на поздней стадии их эксплуатации, не создан ликвидационный денежный фонд для консервации или ликвидации выработанных месторождений;

16. имеет место захоронение на кустах скважин эмульсии, образующейся при капитальном и подземном ремонте скважин;

17. в отличие от иных кампаний АНК Башнефть не разработала регламенты образования нефтешламовых отходов при зачистке нефтяных резервуаров и нефтепроводов, при демонтаже старых нефтепроводов, при аварийных разливах, применяет регламенты ОАО «Транснефть», что приводит к занижению в несколько раз объемов образования таких отходов, эти объемы не включаются в госстатотчетность и, соответственно, искусственно занижаются платежи за НВОС в государственный бюджет и Т.Д.

Вышеуказанное подтверждается соответствующей документацией и фактическим материалом.

Таким образом, в реализации экологической политики руководству АНК «Башнефть» предстоит очень многое сделать. Необходимо сформировать республиканскую программу по ликвидации накопленного экологического ущерба, по минимизации негативного воздействия на водные объекты и здоровье населения запада республики.

Данная информация направлялась Союзом экологов РБ руководителю АНК Башнефть в письменном виде, но в течении трех месяцев ответ так и не получен. Комплексные проверки АНК БАШНЕФТЬ природоохранными органами почему –то не проводились более 15 лет и их проведение по-прежнему не планируется.

Учитывая колоссальный накопленный экологический ущерб на нефтегазовых месторождениях республики (особенно по загрязнению подземных вод), возникает реальная угроза ситуации, что АНК Башнефть, выкачав из недр республики рентабельные запасы нефти, оставит населению РБ десятки тысяч дефектных скважин (подлежащих ликвидации и переликвидации), тысячи квадратных километров территории с загрязненными питьевыми водами и почвами, тысячи несанкционированных захоронений буровых и шламовых отходов и т.д.

Поскольку фонд по ликвидации экологических последствий на поздней стадии разработки месторождений так и не создан в АНК, эти затраты лягут непосильным грузом на бюджет республики. Кстати , аналогичная ситуация и в иных 5 более мелких нефтедобывающих структурах в РБ, экологические последствия деятельности которых также не анализируются и не контролируются. При этом благие намерения нефтедобытчиков по каптированию родников могут вызывать только озабоченность, потому что обустройство родников приведет к увеличению потребления неинформированным населением загрязненной нефтяниками родниковой воды , то есть эта деятельность АНК является лишь сомнительной пиар-акцией.

В связи с описанной выше ситуацией, Общественная палата РБ приняла решение провести в апреле с.г. «круглый стол» по экологическим проблемам нефтегазодобычи в РБ, но до этого мероприятия необходимо провести проверку нефтедобывающих предприятий республики силами Управления Росприроднадзора по РБ с участием Минэкологии РБ, Управления по недропользованию по РБ, органов МСУ, научных учреждений и общественных организаций. Для этого , уважаемый Рустэм Закиевич, требуется основание для внеплановой проверки, чем может стать Ваше письменное указание.

Председатель Союза экологов РБ А.К. Веселов 05 марта 2011 г.

http://proural.info/news/3276/

P.S. Стоит ли упоминать что написанное три года назад письмо главному экологу башкирии рустэму хамитову так и осталось безответным... Ну, если не считать красноречивым ответом начало строительство завода "Кроношпан".


12 комментариев:

  1. Даешь чистую экологию!

    ОтветитьУдалить
  2. Круто, все правильно.
    Одно подозрительно. Это письмо появилось за пару месяцев до завершения сделки по продаже ТЭКа АФК "Системе", и способствовало сильному снижению стоимости акций на переговорах по продаже. Интересно Сколько за это письмо получил его автор Веселов?

    ОтветитьУдалить
  3. ещё интереснее кто ему за это письмо заплатил, не тот ли типок на фото справа ...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рахит бездарный ограбил башкир благодаря Москвы. И он в ответе перед башкирским народом.
      Понаехавшие в этом тоже виновны не в последнюю очередь со своей поддержкой метрополии.

      Удалить
  4. Муртаза Губайдулович! У Вас в фонде "Урал" Ваши замы все татары или русские, ни одного башкира. Давайте честно взглянем правде в глаза, после Вашего ухода деньги уйдут по их карманам или совсем с республики. Вам осталось немного и если вы настоящий патриот своего народа, то передайте эти деньги какому ни будь честному патриотичному башкиру или башкирской организации, с условием, что они эти деньги будут использовать только на нужды Республики Башкортостан и всего башкирского народа. И сделайте так, чтобы Ваш сын Урал вернул деньги башкирам. Если же это не произойдет, то тогда какой вы патриот башкирского народа?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит на всем белом свете одни башкиры честные?

      Удалить
    2. и не администрации строчить комменты

      Удалить
    3. А он и был предателем. И его сын манкурт перед башкирами комплексовал.
      Простецкая надежда некоторых простых башкир на Украл-фонд - это очень обидная вещь.

      Удалить
    4. Ответ на ваш вопрос в открытом доступе в уставе фонда.

      Удалить
    5. Это было бы самым мудрым решением МГР.

      Удалить
    6. Не переводите разговор на другую тему.Веселов поднимает проблему которое коснется каждого жителя Башкортостана.Ибо дышим мы одним и тем же воздухом , и пьем одну и ту же воду ,башкиры татары русские и т.д.

      Удалить
  5. Устав всегда можно переделать!

    ОтветитьУдалить